Классный час " Радость человеческого общения" (5 класс)

 

Нет на земле большей роскоши,

 чем роскошь общения.

 Цель: сформировать представления обучающихся о необходимости общения и культуре общения как одном из условий эффективного общения; развивать способность обучающихся общаться  с людьми разного возраста; воспитывать у обучающихся культуру общения.

 

Задачи:

l     раскрыть содержание понятия «общение»;

l     познакомить со способами общения;

l     закрепить навыки бесконфликтного общения;

l     обучить анализу различных ситуаций при общении;

l     расширить понятия о правилах общения.

 

Формы и методы работы: беседа с элементами обсуждения, игры.

 

Оформление: высказывания известных людей «Есть только одна подлинная ценность – это связь человека с человеком» (А. де Сент-Экзюпери), «Ребенок в момент рождения лишь кандидат в человека, но он не может им стать в изоляции: ему нужно научиться стать человеком в общении с людьми» (А.Пьерон), «Тот, кто думает, что может обойтись без других, сильно ошибается; но тот, кто думает, что другие не могут обойтись без него, ошибается еще сильнее» (Ф. де Ларошфуко); компьютерная презентация.

 

Оборудование: компьютер, мяч, стулья по количеству детей, карточки с пословицами.

 

План мероприятия:

1.Приветствие учителя и игра-активатор «Общение руками».

2.Дискуссия «Способы общения».

3. Упражнение «Расшифруй слово»

4. Игра Леди и джентльмены»

5. Игра«Разговор через стекло»

6. Конкурс "Пословицы"

7. Игра«Давайте говорить друг другу комплименты»

8. Упражнение «Выбор качеств»

9. Упражнение «Светофор»

 

Ход классного часа

Сегодня тема нашего классного часа - «Радость человеческого общения». Мы должны с вами познакомиться с различными способами общения, обучиться основам эффективного и безопасного общения. Чтобы вы быстро настроились на разговор, я предлагаю вам сыграть в очень интересную игру «Общение руками».

 

Игра «Общение руками».

Сейчас вам нужно разбиться на пары, встать друг напротив друга, взяться за руки и закрыть глаза. По моей команде, но только при помощи рук (без слов) надо поздороваться, попрощаться, поссориться, помириться, потанцевать. (Давать команду на смену действий необходимо, ориентируясь на учеников. Поскольку игра может оказаться довольно забавной, на каждое действие, возможно, понадобится не менее минуты).

Спасибо, вы отлично всё делали и без слов. А теперь скажите, как одним словом можно назвать то, что мы с вами сейчас делали? Верно, это

называется общением.

Мы с вами, живя в мире людей, ежедневно вступаем в разнообразные контакты друг с другом. И эти контакты между людьми и имеют в виду,

когда говорят об общении. Обще­ние — это взаимодействие двух или нескольких человек, ко­торые обмениваются информацией или же взаимодействуют в практической деятельности.

 

Дискуссия «Способы общения».

Давайте подумаем, а какими способами, используя какие средства, люди общаются друг с другом? Я не говорю о телефоне или радио, я имею в виду, с помощью каких действий люди выражают свои мысли и настроение? Какие есть мнения на этот счёт?

Молодцы, вы назвали много разных способов общения. Я только внесу дополнения в ваш список.

 

СПОСОБЫ ОБЩЕНИЯ:

Вербальные (слова)                                            Невербальные (несловесные)

· устная речь                                                    - интонация

· письменная речь                                            - взгляды

                                                                          - выражение лица (мимика)            

                                                                          - жесты

                                                   - позы.

 

Упражнение «Расшифруй слово»

Участники выполняют работу самостоятельно, объединившись в небольшие группы (по два человека). Каждая группа расшифровывает только одну букву. По окончании работы дети обсуждают результаты исследования и объясняют свой выбор.

О- объединение, открытость;

Б- близость, безопасность;

Щ- щедрость;

Е- единение, единомыслие;

Н- необходимость;

И- искренность, истина…

 

Игра Леди и джентльмены»

Сядьте на стулья  по кругу. По моей команде все закроют глаза и поменяются местами с кем-то, кто сидит напротив вас. Выберите мысленно одного из них, не давая ему сигналов, что вы выбрали именно его. Запомните, где он сидит. Итак, закройте глаза, пошли.

 

Игра«Разговор через стекло»

Разбиваемся на пары. Я предложу задание первым номерам (без слов попросить учебник иностранного языка) и вторым номерам (выяснить у первых задание по математике). Задания друг друга вы не знаете. Ваша задача договориться между собой так, словно между вами находится толстое стекло, через которое вы не можете слышать друг друга.

 

Конкурс "Пословицы"

Вы работаете в парах. У каждой пары набор карточек. Вам нужно из этих карточек составить пословицу, озвучить её и объяснить её значение.

  • В добрый час молвить, в худой - промолчать.
  • Слово не воробей - вылетит, не поймаешь.
  • Говори, да не спорь, а хоть и спорь, да не вздорь.
  • Доброе слово железные ворота отопрет.
  • Долго думал, да хорошо сказал.
  • Коротко да ясно, оттого и прекрасно.
  • Красно поле пшеном, а беседа умом.
  • Кстати промолчать, что большое слово сказать.
  • Лишнее говорить, себе вредить.
  • Складно бает, да дела не знает.
  • На великое дело - великое слово.
  • Выпустил словечко - не догонишь и на крылечке.

 

Игра«Давайте говорить друг другу комплименты»

Ребята, помните песню Б.Окуджавы «Давайте говорить друг другу комплименты»? Каждый из нас знает, как от комплиментов улучшается настроение, повышается жизненный и творческий тонус, приобретается уверенность в собственных силах. Давайте говорить друг другу комплименты! Но не банальные, «дежурные», а искренние. Все становятся в круг и перебрасывают друг другу мяч. При этом тот, кто посылает мяч, говорит комплимент тому, кому мяч адресуется. Принимая лестный отзыв, нужно поблагодарить предыдущего участника и продолжить игру. И еще одно правило игры – комплимент повторять нельзя.

 

Упражнение «Выбор качеств»

На компьютере выписаны качества человека помогающие его общению и усложняющие его: доброта, открытость, подозрительность, внимание, душевность, грубость, тактичность, зависть, скупость, искренность, лицемерие, лживость, порядочность, эгоизм, честность. Учащиеся должны выбрать те качества, которые способствуют приятному и хорошему общению.

Задумайтесь все ли эти качества достаточно развиты у вас?

 

Ребята, в ходе классного часа мы пытались проанализировать ошибки, которые люди допускают во время общения, попытались понять и найти общий язык в общении друг с другом. Естественно, сразу нельзя достичь идеаль­ных отношений, этому человек учится на протяжении всей жизни. Знаменитый американский писатель Дейл Карнеги — автор самой известной теории общения, — пред­ложил шесть способов, как расположить к себе людей:

·                   Проявляйте искренний интерес к другим людям.

·                   Улыбайтесь!

·                   Помните, что для человека звук его имени — самый слад­кий и самый важный звук человеческой речи.

·                   Будьте хорошим слушателем. Поощряйте других расска­зывать вам о себе.

·                   Ведите разговор в круге интересов вашего собеседника. Давайте людям почувствовать их значительность и делай­те это искренне.

  • И, если мы будем стараться жить, получая истинную радость от общения, то мир покажется большим, солнечным и прекрасным.

 

Литература

  1. Аджиева Е.М., Байкова Л.А. и др. Сценарии 50 классных часов. – М.: Центр «Педагогический поиск», 1999. - 160 с.
  2. Сгибнева Е.П. Классные часы в средней школе. – 2-е изд., испр. – М.: Айрис-пресс, 2005. – 160 с. – (Методика).
  3. Щуркова Н.Е. Собранье пестрых дел: Методический материал для работы с детьми. – 2-е изд., перераб. – М.: Новая школа, 1994. – 96 с.
  4. Монина Г.Б. Учимся дружить и понимать друг друга»  -  газета «Первое сентября» № 6, 2006.
  5. Развитие культуры общения в подростковой среде: программа, разработки занятий, рекомендации / авт.-сост. О.Н. Рудякова. - Волгоград: Учитель, 2011. - 151 с.